Астигматизм, причины, симптомы, астигматизм у детей, лечение астигматизма, без операции

Вопрос: Мой ребенок некрасиво пишет, а делая уроки, быстро устает, не любит читать, часто у него краснеют белки глаз и веки, он жалуется на головные боли?
Вполне вероятно, что у вашего ребёнка астигматизм. Это такой оптический дефект, при котором из-за несимметричности роговицы лучи света после прохождения оптической системы глаза не собираются в одной фокусной точке, а как бы «размазываются» по вертикальному или горизонтальному (в зависимости от типа астигматизма) меридиану, а иногда и в косом направлении. В связи с этим в проверочных таблицах применяются буквы и знаки, имеющие различные направления, например, при одном типе заболевания человек увидит букву «Ш», но «Е» будет «в тумане», при другом типе - наоборот.



При быстрой проверке зрения на проф.осмотрах проблему могут пропустить. Если вовремя не поставить диагноз, развитие зрительной системы ребёнка резко угнетается, визуальные образы воспринимаются искажённо. Это приводит к вторичному понижению остроты зрения, обусловленному плохой работой нервных клеток, «отвечающих» за формирование зрительных образов. Положение может ухудшаться развитием амблиопии. Дети с такими проблемами долго и часто безрезультатно лечатся у невропатолога по поводу головных болей. Ребёнок с подобными жалобами нуждается в помощи специалиста: детский офтальмолог после полного обследования объяснит причины возникновения заболевания и пути его лечения.

Лечение астигматизма

Итак, можно определить первопричину астигматизма как геометрическую несимметричность роговицы, которая бывает как врожденной (в большинстве случаев), так и последствием травмы, кератита (воспаления роговицы) или оперативного вмешательства. Радикально исправить такую асимметрию можно только посредством хирургического вмешательства, но, так как успех подобного рода операций зависит от многих факторов, на него отваживаются немногие.
Полезная информация
Астигматизм передается по наследству. Так, в 1998 году американский учёный Клементи показал зависимость этого заболевания от наследственности при высоких его степенях и отсутствие таковой при средних и низких.
Под безоперационным лечением понимается определенный комплекс мер, позволяющий скомпенсировать «несферичность глаза» и избежать развития вторичного понижения остроты зрения. При астигматизме, в отличие от других заболеваний, рассмотренных в предыдущих номерах, это в первую очередь очки!!! Уже на начальном этапе правильно подобранные очки- 95-процентный залог повышения остроты зрения. Отсутствие же их при астигматизме, как показали исследования американских ученых, угнетает зрительную систему и приводит к миопизации (т. е. близорукости). Если очки подобраны наспех и ребёнок не чувствует себя в них лучше, значит, цель не достигнута, по-тому что даже незначительная недокоррекция астигматизма вызывает избыточное зрительное напряжение и приводит к спазму аккомодации и хронической усталости глаза.

В процессе жизни у больного происходят типичные изменения астигматизма. У новорожденных детей очень крутая роговица и может быть астигматизм до шести диоптрий. После 4-х лет роговица уплощается, астигматизм меняет оси, поэтому оптимальным периодом для улучшения зрения является дошкольный возраст, когда, используя естественное развитие зрительной системы ребёнка и постепенно уменьшая силу очков по мере повышения остроты зрения, можно полностью избавить пациента от необходимости постоянно носить очки. Курсы лечения рекомендуется проводить не реже двух раз в год (в зависимости от остроты зрения).

Кроме постоянного ношения очков, современная методика лечения базируется на консервативном плеопто-ортоптическом воздействии и направлена на стимуляцию функционально неполноценных зон зрительной системы. Лучше всего такую коррекцию проводить на программно-аппаратном комплексе. В него входят различные электро-, фото-, магнито-, и лазерные стимуляторы, воздействие которых строго дозируется в соответствии с назначением врача, а работой управляют специальные компьютерные программы. Несмотря на эффективность таких комплексов, в нашей стране их можно пересчитать по пальцам. Некоторые офтальмологи не назначают постоянное ношение очков, а рекомендуют тренировки стеклами.

Наша позиция: такие тренировки нужны при миопии, а в данном случае - бесполезны, поскольку никак не помогают уменьшить астигматизм, а лишь улучшают аккомодацию, да и то только на несколько часов, ибо его (астигматизма) особенность в постоянном ложном напряжении аккомодационного аппарата, связанном с отсутствием чёткой «картинки», которое приводит к спазму цилиарной мышцы. Особенно это состояние опасно в младшем школьном возрасте, так как аккомодация созревает только к 12 годам, а до того её объём невелик; поэтому таким детям опасна чрезмерная зрительная работа на близком расстоянии.