Зубы – предмет гордости и причина комплексов.

Лицо человека имеет большое значение не только для создания впечатления о себе у других людей, но и как инструмент собственного самоосознания. Мы играем лицом, выражаем определенные эмоции, определяя лицо как проявление своего внешнего «Я». Поэтому столь тяжело переживаются изменения, происходящие с ним, проявления возможных отклонений. Это приводит к тяжелым изменениям эмоций, самосознания. Появляется  отвращение к себе, особая чувствительность к высказываниям окружающих, развивается чрезмерная обидчивость и первые комплексы от понимания своей проблемы. Нередкими бывают и длительные расстройства настроения (глубокие депрессии). Но бывает и так, что все лицо идеально пропорционально, сияет здоровьем и красотой, а вот улыбка из-за ассиметричных зубов или неправильного прикуса подводит. Человек мучается, нервничает. Но при этом считает, что с этим дефектом необходимо смирится, что он на всю жизнь. Но на самом деле все поправимо. Стоит только решиться на поход к стоматологу.  

     Очень часто в зубоврачебный кабинет обращаются с просьбой скорректировать именно дефекты передних зубов. Это и дефекты зубной эмали и дентина, и  сверхкомплектные (лишние) зубы, аномалии прикуса. На их формирование влияют как наследственные, так и внешние факторы. За дефектами челюсти могут стоять также факторы, связанные с неразрешенными личностными конфликтами и трудностями социальной адаптации, глубинными ранними нарушениями между матерью и ребенком.

 Если говорить о дефектах дентина, то они встречаются чаще в молочных зубах, чем постоянных. Вы, наверное, замечали, у некоторых людей зубы имеют молочный или голубоватый оттенок – это и есть свидетельство истончения дентина. Также  зубы могут приобретать серо-голубой или красно-коричневый цвет. Но, необходимо учитывать тот факт, что изменение цвета зубов может происходить, например, после приема определенных антибиотиков  или если это «мертвый» зуб (удален или погиб нерв).

Частой проблемой являются сверхкомплектные (добавочные) зубы. Они, обычно, развиваются в области нижних резцов, они мешают росту других зубов – происходит их смещение и ущемление.

 Более 70-ти % детей страдает от различных аномалий прикуса. Раньше считалось, что неправильный прикус – это, в основном, наследственность. Но, кроме генетического фактора, существует еще ряд причин, влияющих на этот процесс в раннем детстве: ротовое дыхание, вредные привычки (сосание большого пальца, губ), нарушение мышечной функции (прокладывание языка между зубами, неправильное глотание), особенности строения лица. Даже то, как мама кормит ребенка грудью, сколько времени он проводит с соской во рту, есть ли у него привычка закусывать губу, сидеть, подперев щеку, также имеет важное значение.  

В любом случае при современном развитии стоматологии скорректировать видимые дефекты не столь проблематично в любом возрасте. Но, «чем раньше, тем лучше»- работает и в этом случае. Но поход стоматологу даже в нашем 21 веке у людей любого возраста, а тем более у подростков, вызывает страх. При этом страх то объяснимый: зона рта и губ относится к интимной зоне, поэтому непосредственное вмешательство воспринимается личностно близким, вызывает чувство беззащитности, беспомощности. Выражение этих чувств может проявляться абсолютно разными реакциями, начиная от элементарного бегства от лечения и заканчивая агрессией, физическим сопротивлением.

Страх в современной психологии уже не воспринимается больше как патологическое отклонение функции, а как нормальная, здоровая реакция предупредительной системы. 

Поэтому столь важной является личность стоматолога. Человек, который садится в стоматологическое кресло, хочет иметь уверенность в  конечном результате, при этом он стремится найти поддержку и понимание. Особенно это важно для подростков с их ранимостью и возрастной лабильностью. Поэтому родители, выбирая куда обратиться, должны подбирать стоматолога, который видит в ребенке в первую очередь личность.  

Для  того, чтобы быть уверенным в результате, предварительно уточните у врача его стаж и опыт работы именно с детьми, тем более если речь идет о подростках, которые любые нюансы воспринимают  очень обостренно. Но при этом всегда  старайтесь опираться на мнение своего ребенка, поскольку каким бы высококлассным специалистом не был доктор, если он психологически не подходит или просто неприятен по каким-то другим  причинам, то вряд ли лечение может быть успешным и эффективным.

Но с другой стороны, важен и сам настрой ребенка. Понятно, что вид стоматологических инструментов не вызывает радужного настроения. А если еще и был негативный опыт посещения, когда  от неумелых действий специалиста осталось чувство разочарования и воспоминания о перенесенной боли, то уговорить ребенка посетить стоматолога довольно сложно. Часто дети воспринимают стоматологическое лечение как конфликтную ситуацию, в которую их вовлекают помимо собственной воли и которой они не могут сопротивляться. Поэтому, в первую очередь, важен откровенный разговор с ребенком, который поможет выявить причину отказа от лечения.  Ведь установки родителей существенно влияют на поведение ребенка в вопросе посещения стоматолога.  Если  взрослый сможет спокойно и доступно объяснить своему чаду, почему необходима та или иная стоматологическая процедура, в чем причина появления боли и почему иногда стоит ее потерпеть, чтобы достигнуть необходимого результата, то есть расставит своеобразные приоритеты, ребенок оценит ситуацию более лояльно. Очень много зависит от того, как взрослый подсознательно сам оценивает поход к зубному врачу. Если он неуверен или боится лечить зубы, то и ребенок, чувствуя это, будет относиться предвзято к стоматологической помощи. Измените собственный настрой – и, возможно, проблема детского страха исчезнет сама собой.

В любом случае, для того, чтобы ребенок не боялся посещения зубного врача, и при этом понимал важность и нужность как профилактики, так и лечения зубов, постарайтесь познакомить ребенка с детским стоматологом как можно раньше. (Как заблаговременно подготовить ребенка к походу в стоматологический кабинет – см. «Неболейка»№1)

Врезка док. Лейки: Встречаются различные особенности строения зубов: неправильную (коническую или изогнутую) форму, редкое расположение, чешуйчатость (отсутствие пульпы – питающей зубной ткани), неодинаковые размеры. Структурные дефекты часто сочетаются с дефектами эмали. Устранив причину неправильного формирования зубов, можно предотвратить дефекты развития остальных зубов.

Частой проблемой являются сверхкомплектные (добавочные) зубы. Они, обычно, развиваются в области нижних резцов, они мешают росту других зубов – происходит их смещение и ущемление.


  Врач-стоматолог Обличенко Ольга Анатольевна