Взмахни левой, топни правой - вылечим дефект забавой

Ваш пятилетний малыш отстаёт в речевом развитии? Вы уже обратились к специалисту или собираетесь это сделать? Вы на правильно пути, ведь беда не приходит одна...

Детки, отстающие в речевом развитии, зачастую не могут запомнить и показать, где левая или правая ручка, ножка, ушко, не замечают неточностей в рисунках-шутках, испытывают трудности при ориентировке на местности и в окружающем пространстве, с трудом различают временные понятия «завтра», «вчера», «утром», «вечером», «днём».

Если все эти проблемы касаются вашего малыша-дошкольника, отнеситесь к этому с серьёзностью. Ведь впереди школа, и ребёнку, не владеющему понятиями: «верх – низ», «выше – ниже», «справа – слева», будет трудно объяснить, например, что у буквы  Ю кружок располагается справа, а не слева, и он не сможет найти цифру в правом верхнем углу доски. И наконец, дошколята, не усвоившие пространственные представления, затрудняются в зрительном различении оптически сходных букв, плохо ориентируются на листе бумаги, у них страдают зрительное восприятие и глазомер.

Время с пользой

Сейчас у родителей сезон отпусков – долгожданная возможность проводить как можно больше времени с малышом. Так что, отправляясь с друзьями на очередной пикник, выезжая на отдых к реке или на дачу, используйте время с пользой. Тем более для решения таких проблем вам не надо готовить бумагу, карандаш, фломастеры, картинки и прочие учебные принадлежности. Сама природа и окружающие вас предметы помогут.

Предложите ребёнку остановиться посреди полянки и попросите его рассказать, что растёт справа, слева, впереди, сзади него. При этом оставайтесь его активным помощником. Всей семьёй вы идёте по узенькой лесной тропинке. Позвольте малышу покомандовать: пусть он решит, кто будет идти первым, вторым, третьим, последним и сам же проверит правильность исполнения приказа.

Вы отдыхаете в сосновом лесу? Замечательно. Дайте детям задание собрать как можно больше шишек. Предложите малышу спрятать шишку за спиной. А сами попытайтесь догадаться, в какой руке она зажата. Ваш малыш заливается счастливым смехом, когда вы ошибаетесь. Ошибайтесь! Только не забывайте чётко произносить: «В левой (правой) руке!»

Выкопайте в земле в линию пять ямок. Пересчитайте по порядку: первая, вторая и т.д. Помните, считать нужно всегда слева направо! А теперь посоревнуйтесь с малышом в меткости. Отойдите на пару шагов и давайте задание: бросить шишку во вторую, третью, пятую и т.д. ямки. А теперь командует ваш малыш, употребляя в речи порядковые числительные.

Посмотрите вместе на водную гладь пруда. Кто на воде, кто под водой, а кто над водой?

Увидели стадо коров? Какая корова близко, а какая далеко?

Вы на пляже? Чудесно! Нарисуйте на песке квадрат. В правый верхний угол положите, например, ракушку, в правый нижний – камушек, посередине – мяч, в левый верхний – ведёрко, в левый нижний – журнал. А теперь играть! 

- Что лежит в правом верхнем углу? (левом нижнем?).

- Положи в левый нижний угол свою куклу, панамку и т.п.

Подойдите поближе к любому дереву. По его коре ползёт множество насекомых, причём в разных направлениях. Кто ползёт вверх, а кто вниз? Кто вправо, а кто влево? Поднимите головы вверх. Что вверху? (Солнышко, облака, небо, самолёт и т.д.). Посмотрите под ноги. А что внизу? (Трава, цветы, камушки, муравьи и т.д.).

Вы возвращаетесь домой по трассе? Используйте и это время. Что вы видите справа, слева? Какая машина едет впереди вас, какая сзади? Предложите малышу закрыть глаза и догадаться, какого ушка (правого или левого) вы коснулись. Аналогично – ручки, ножки, коленки, пяточки. Одно условие: показывать нельзя, можно только говорить. Включите воображение, фантазию и подобных вопросов и заданий у вас возникнет множество. Не забывайте, что лучшими помощниками в этом деле окажутся ваши заинтересованность, настойчивость, доброжелательность, чувство юмора. Не забывайте поощрять вашего ребёнка улыбкой и похвалой даже за самые незначительные успехи, и ваш отдых на природе превратится в настоящий праздник общения.

Удачи вам и вашим детям! 


Орлова Виктория Валериановна, логопед