Ребёнок заикается? Главное - спокойствие...

Заикание – мучительное, тяжёлое расстройство речи. Оно трудно устранимо, тормозит правильный ход развития малыша, затрудняет нормальное включения ребёнка в детский коллектив. Вот почему любящим родителям следует серьёзно задуматься над этой проблемой, если она присутствует в вашей семье.

Надо понять природу заикания, овладеть доступными специальными педагогическими методами. Чем больше родители будут знать о лечении заикания и чем больше у них будет желания помочь своему ребёнку, тем быстрее наступит его выздоровление. При таких условиях мама, папа, или другой близкий человек может помочь ребёнку не в меньшей степени, чем специалист-логопед, в силу более интимного и длительного контакта.

Заикание обычно возникает в возрасте 2-5 лет, но иногда и позже.Этот период связан с поступлением в школу: начинается интенсивный учебный процесс, усиливаются нервные нагрузки, меняется режим дня. Заикание впервые можетвозникнуть и в подростковом возрасте, когда происходят физиологические и психологические изменения в организме.

Основным проявлением заикания являются судороги которые возникают во время речи в дыхательном, голосовом и артикуляционном аппарате.

Одновременно с судорожными проявлениями у заикающегося наблюдаются разнообразные болезненные явления,преимущественно у школьника. В разговоре он волнуется, заранее боится, что не сможет хорошо сказать. Иные из заикающихся своё внимание сосредотачивают на «трудных» для произношения звуках. Некоторые же, обычно более развитые, смущаются, переживают из-за своего дефекта чувство острого стыда перед окружающими, безуспешно пытаются скрыть от них свой недочёт, избегают разговоров, ограничиваются немногословной речью и краткими ответами, говорят тихо, сквозь зубы, краснеют, бледнеют, покрываются потом.

Конечно, это плохо действует на психику ребёнка, портит его характер. Нередко он становится раздражительным, мнительным, болезненно обидчивым, нелюдимым, иногда озлобленным. Наверное, вы уже обратили внимание на то, что ваш малыш заикается лишь в присутствии других людей – детей и взрослых, в одиночестве же говорит нормально (например, когда играет с игрушками). Поёт он также без заикания. Некоторые мамы отмечают, что в одной обстановке или в беседе с одними лицами ребёнок не заикается, при других обстоятельствах и людях заикается. Очень много зависит от сложившегося у него отношения к собеседнику, к обстановке.

ЛЕЧИТЬ или ЖДАТЬ?

При благоприятных условиях жизни и развития ребёнка заикание может постепенно исчезнуть. Но если окружающие в присутствии малыша начинают усиленно обращать внимание на этот дефект, мило говорить об этом «несчастье», «охать», если нервная система малыша при этом ослаблена, то заикание наоборот, усиливается.

Заикание периодически то ослабевает, то усиливается, что вообще свойственно нервным заболеваниям, и зависит от изменения внешних и внутренних раздражителей.

При первых симптомах заикания родители должны обратиться к специалистам: невропатологу и логопеду (а лучше, когда они работают во взаимодействии), - которые определят методы устранения недуга: медикаментозное лечение, специальные корекционные занятия.

 

Заикание почти никогда не является самостоятельной проблемой, оно проявляется совместно с другими нервно-психическими расстройствами. Поэтому родители обязательно должны консультировать ребёнка у детского психиатра или невролога, иначе работа логопеда будет не эффективна.

ДЕЛА РОДИТЕЛЬСКИЕ

А что же могут сделать родители? Прежде всего, тщательно соблюдать рекомендации врачей и выполнять домашние задания. В присутствии ребёнка они не должны показывать своего волнения и сурово требовать от него правильной речи. Говорить с заикающимся ребёнком нужно как можно спокойнее, неторопливо. Спокойная, плавная, неторопливая речь должна повсеместно окружать ребёнка со стороны близких.

Режим дня имеет очень важное значение в лечении заикания. Он должен соблюдаться строго и неукоснительно. Приучите ребёнка ложиться в одно и то же время, исключите перед сном подвижные игры, просмотр взрослых телевизионных передач, сильные эмоции. Старайтесь не перегружать ребёнка впечатлениями. Нельзя в выходной день сразу побывать в гостях, в кино и на катке. Нельзя заставлять ребёнка одновременно заниматься танцами, музыкой, изучением иностранного языка, даже если вам кажется, что ребёнку такая жизнь нравится.

Отношение к ребёнку в семье должно быть ровным: не заласкивайте его, не потакайте капризам, но и не наказывайте сурово, а тем более физически.

Вы должны относиться к малышу, как к здоровому ребёнку. Побеспокойтесь о благоприятной обстановке в доме. Там не должно быть ссор и скандалов, иначе ваш ребёнок, очень чутко реагируя на них, будет в постоянном нервном напряжении.

Помните, работа над речью не всегда протекает гладко: случаются срывы и неудачи. Родители не должны падать духом и отчаиваться. Эти неудачи, как правило, временные, и поэтому ребёнка в такие моменты необходимо поддержать и вселить в него больше уверенности.

В ШКОЛЕ

Родители должны установить тесный контакт с педагогами учреждений, которые посещает ребёнок. Такие дети должны постоянно чувствовать моральную поддержку со стороны взрослых. Грубая насмешка, передразнивание могут спровоцировать рецедив заикания, поэтому педагоги должны предупреждать и пресекать такие явления.

Ребёнок не должен отстраняться от выступлений на праздниках. Обычно хорошо удаётся чтение стихов, а публичные выступления придадут уверенность в своих возможностях.

И помните, от вас зависит очень многое. Не спешите, терпеливо относитесь к стараниям своего ребёнка, подбадривайте его, не скупитесь на похвалы при успешном выполнении заданий. И всё у вас получится!


Орлова Виктория Валериановна, логопед-дефектолог