Головная боль (причины, виды, лечение)

Головная боль – это наиболее часто встречающаяся жалоба у детей школьного возраста. С ней знакомы почти все родители. Чувство головной боли известно многим детям, а хронические головные боли отмечаются у 30-50% школьников. Что же такое головная боль, насколько этот симптом опасен, и что следует предпринять заботливым родителям?

Головная боль (ГБ) имеет различный характер в зависимости от причины её появления, и

внимательный опрос мамы помогает предположить их. На приёме следует чётко ответить, где, когда и после чего болит голова, длительность ГБ, что сопутствует ГБ, указать особенности течения беременности и родов ребёнка, перенесённые заболевания (для этого при себе необходимо иметь карточку).

Чаще всего родители уверенны в главной причине ГБ: «У нас повышенное внутричерепное давление!», – заявляют они с порога и засыпают данными обследований. Но скажу вам честно: истинное повышение внутричерепного давления (ВЧД) встречается не так уж и часто.

 

Острые резкие ГБ (среди полного благополучия) часто развиваются в начале различных инфекционных заболеваний, на фоне повышения температуры (например, менингит, грипп и т.п.); после травмы (дети иногда скрывают от родителей факт травмы - избиение сверстниками!).В любом случае необходима экстренная консультация педиатра, при необходимости - невролога и ЛОРа. Измерьте температуру; если она повышена- дайте жаропонижающее, аскорбиновую кислоту и валериану; последите за стулом ребенка, состоянием кожных покровов (наличие сыпи), измерьте артериальное давление.

 

Хронические головные боли у детей наиболее часто возникают в следующих случаях:

1. Мышечное напряжение покровов головы

Эта причина встречается очень часто, хотя в диагноз почти никогда не выносится.

Такая боль появляется чаще во второй половине дня, усиливается при умственном перенапряжении, стрессе, проходит после сна, отдыха, релаксации. Голова в этом случае болит «симметрично» в теменных областях, в затылочной части. У школьников может быть связана с выполнением уроков за столом, несоответствующим росту (неправильное положение головы – нарушение кровообращения в позвоночных артериях –  сдавливание нервных корешков – напряжение мышц головы).

 

Что делать? Откорректировать рабочее место, уменьшить статическую нагрузку, включить активный отдых на свежем воздухе, пройти комплекс ЛФК с инструктором и курс массажа шейного отдела, по согласованию с врачом  пропить мягкие успокаивающие средства растительного происхождения (валериану, настойку пустырника).

2. Стресс (чаще школьный) в чистом виде

Это функциональное нарушение на фоне невротических реакций школьников на стресс, перегрузку. Провоцируется оно переживанием детей из-за оценок, часто в этом виноваты завышенные требования или резкость родителей, учителей. Такие головные боли часто сочетаются со слезливостью, дрожанием рук и потливостью ладоней при волнении, нарушениями сна, энурезом, возможно сочетание с тиками и заиканием.

Что делать? Желательно обратиться к неврологу и психологу,  пропить препараты с успокаивающим эффектом (фитоэкстракты с валерианой, пустырником, пассифлорой),витамины, провести аромотерапию с седативными травами (розмарин, лаванда).

 

3. Нарушение тонуса сосудов

У детей младшего школьного возраста чаще встречаются нарушения венозного оттока различной степени. Характерным является появление головные болей после сна, при кашле, свешивании головы с кровати, может сочетаться с болезненностью при движении глазных яблок. При снижении сосудистого тонуса артерий  – «гипотонии» – из-за растяжения сосудов пульсирующая ГБ может совпадать с пульсом. Повышение же сосудистого тонуса артерий проявляется чаще ощущением сдавления головы, может сочетаться с тошнотой или головокружением, побледнением кожных покровов, повышением артериального давления

 

Что делать? При гипотонии сосудов принимать тонизирующие фитоэкстракты (настойки элеутерококка, лимонника, женьшеня – подбор индивидуальный), массаж шейно-воротниковой зоны, стимулирующий приток крови к голове; при гипертонии артерий - физиопроцедуры, массаж, обеспечивающий венозный отток крови от головы, холодное обтирание.

 

4. Посттравматические и постинфекционные ГБ могут иметь ликворно-гипертензионный, сосудистый и «астенический» (связан с повышенной утомляемостью) характер. Повышение ВЧД в этом случае чаще связано со спаечными процессами в мозговых оболочках и затруднением венозного оттока.

При повышении внутричерепного давления ГБ могут быть резко выраженными, «глубинными». Гипертензионная ГБ может быть интенстивной, усиливаться при определённых положениях головы, нарушающих венозный отток, часто сопровождаются тошнотой, рвотой, болью при движении глазных яблок. Такие же боли бывают и при опухолях головного мозга и поэтому требуется тщательное обследование (иногда именно травма провоцирует развитие опухоли, а вся симптоматика долгое время списывается на перенесенную травму).

Что делать? В терапии ликворно-гипертензионной ГБ ведущее место занимают препараты, снижающие внутричерепное давление, сосудистые и рассасывающие препараты, принимать которые следует исключительно по назначению врача!

 

5. Наконец у детей дошкольного и школьного возраста причиной ГБ могут быть заболевания глаз и ЛОР-патологии (хронический гайморит, фронтит, аденоидит, фарингит), врождённые аномалии шейного отдела позвоночника, заболевания сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта, эндокринные заболевания.

Что не делать?  Как видим, ГБ является симптоматикой различных заболеваний у детей, поэтому при хронических ГБ родителям необходимо найти причину, а не «забивать» боль «таблетками от головы».

 

 

Посему настоятельно рекомендую показать ребёнка неврологу, который назначит необходимые лабораторные исследования и (по необходимости) инструментальные обследования, обследование у окулиста, ЛОРа и других специалистов.

 

Самолечение и профилактика

Можно ли лечить ГБ самостоятельно? Категорически нет! Однако, в любом случае до посещения врача  вы можете воспользоваться следующими советами:

1. Давайте успокаивающие сборы, проводите аромотерапию перед сном с расслабляющими маслами (лаванда, розмарин, сандаловое дерево).

2.  Подберите витамины. При отсутствии аллергии на мёд воспользуйтесь пчелиной пыльцой (это богатейший источник витаминов, аминокислот, иммуностимуляторов), Половину чайной ложки пыльцы смешайте с половиной чайной ложки мёда и давайте ребёнку утром натощак (смесь надо рассосать во рту, а не глотать!) на протяжении 1-2 х месяцев.

3. Следите за подвижностью ребёнка и его физической активностью. Перед сном проводите мягкий поглаживающий массаж головы и шеи ото лба к затылку, от затылка к лопаткам.

4. Создайте позитивный психологический настрой. Будьте терпеливы, при трудностях в обучении или нарушениях дисциплины не обвиняйте и не ругайте ребёнка (тем более не применяйте физических наказаний). Обращайтесь к детскому неврологу и психологу. Учите детей, несмотря на любые сложности, сохранять оптимизм и относиться к трудностям как к тренировке. Не «тюкайте» своих детей, ваш контроль нужен, чтобы вовремя прийти на помощь, а не для унижения! Несмотря на занятость, находите время для общего релакса (прогулки, экскурсии, походы). Старайтесь не посвящать своих детей в свои проблемы со здоровьем, это повышает их тревожность, некоторые дети просто подсознательно копируют жалобы родителей.

 Старая китайская поговорка гласит: «Иди к врачу тогда, когда ты сам сделал все, чтобы избежать болезни». Я внесу поправку: консультацию не откладывайте! Но при этом не уповайте на чудодейственные таблетки, следите, чтобы было меньше «сидения» перед телевизором и компьютером, а больше движения!

 

Любая боль –это сигнал к действию!


врач невролог-психотерапевт Герасименко Елизавета Владимировна