Подготовка ребенка к школе. Как правильно научить ребенка читать, фонематический слух, звуковой анализ и синтез

Любящие родители, решив, что их малышу пора научиться читать, первым делом приобретают яркие плакаты с алфавитом и буквари. Они полагают, что достаточно хорошо выучить буквы, а остальное сложится само собой. Да, так бывает. Но достаточно редко, особенно в последние десятилетия, когда детей с речевой патологией становится, к сожалению, всё больше и больше. Столкнувшись с проблемами, папы и мамы объясняют их нежеланием ребёнка заниматься, его неумением трудиться, сниженным вниманием, плохой памятью, гиперактивностью, и теряют время, нервничая и напрочь отбивая охоту к грамоте у своего чада...

При возникновении серьёзных затруднений у дошколят при обучении грамоте главных причин три: нарушение фонематического слуха, дефекты произношения и отсутствие навыков звукового анализа и синтеза. Фонематический слух - это способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы), которая формируется естественным образом с первых недель жизни, и к двум годам ребёнок уже уверенно пользуется своим фонематическим слухом. Однако, в большинстве случаев дети и в 3-4-5 лет заменяют акустически сходные звуки, не замечают неправильного произношения, с трудом воспроизводят скороговорки: «Идёт Саша по шоссе и сосёт сушки». Сможете ли вы без помощи специалиста научить такого ребёнка грамотно читать и писать? Вряд ли.

Важно, чтобы ребёнок правильно произносил все звуки в период обучения чтению. Ведь только чёткое произношение может обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Если малыш произносит «Л» вместо «Р» и заучивает букву, это только закрепляет существующий дефект и в будущем осложнит письменную речь. А представьте, как нервничает ваш ребёнок при безуспешных попытках произнести этот звук при чтении.

Следующая ступенька вашего движения к грамотному чтению - обучение малыша звуковому анализу и синтезу. В результате, ребёнок должен легко определять количество звуков в слове, слышать и называть позицию звука, дать его характеристику: гласный или согласный, твёрдый или мягкий согласный. Чтобы правильно и эффективно провести эту работу, родители должны» иметь специальные знания, получить консультации логопеда.

Для ребёнка, ещё не умеющего читать, слово состоит только из звуков (а не из букв!). То, что мы произносим и слышим, это звуки, а буквы мы видим и пишем. В русском языке гласных звуков 6: А; О; У;

И; Ы; Э. В названии каждой из четырёх следующих букв Я; Ё; Ю; Е содержится по 2 звука:

Я = Й + А Ё = Й + О Ю = Й + У Е = Й + Э

Поэтому, они называются йотированными.

Анализируя слова с этими буквами, обратите внимание: в слове «яма» - 4 звука, но 3 буквы. Если же йотированная буква встречается после согласной - её звучание меняется и звук «Й» исчезает. В слове «мята»- 4 буквы, 4 звука («мь», «а», «т», «а»). Именно поэтому, такие слова с йотированными гласными изучают с детьми на конечных этапах обучения.

Также, не следует брать в начале обучения звуковому анализу слова, содержащие мягкие согласные. Мягкость согласных звуков отражается на письме с помощью мягкого знака и букв «И», «Е», «Ё», «Ю», «Я». А графическое изображение одно: твёрдый «П» и мягкий «П,» обозначается одной буквой «П». Также, надо помнить, что в языке нет полного соответствия между звуками и буквами. Зачастую звуковой и буквенный вариант слов значительно расходятся (сравните, как мы говорим и пишем слова «тростник», «ёж»). В связи с этим, в упражнениях на звуковой анализ следует предлагать детям только те слова, произношение которых не расходится с их написанием. Называть согласные звуки при анализе слов следует коротко, без добавления гласных, так, как они произносятся в конце слов: сон, мак и др. Не путать с названиями букв в алфавите: ша, бэ, эр! Иначе Ваш малыш вместо слова «мак» прочитает «эмака».

Воспользуйтесь советами специалиста, и ваш малыш с удовольствием погрузится в волшебный мир букв книжек и новых открытий.