Ранняя диагностика речевых нарушений

Речевые нарушения могут негативно сказаться на развитии ребёнка в целом. При этом тревогу должна вызывать не только задержка речи у двухлетнего ребёнка (к двум годам он должен хорошо понимать речь и использовать простые фразы), а и запаздывание гуления и лепета у грудничка.

Признаки нарушения речевого развития очевидны, если

  • к концу первого месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением;
  • к концу четвертого месяца он не улыбается, когда с ним заговаривают, не гулит;
  • к концу пятого месяца не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать называемые ей предметы и людей, не прислушивается к музыке;
  • к семи месяцам не узнает голоса близких, не может правильно реагировать на интонации, не отдает предпочтение мелодичным погремушкам;
  • к концу девятого месяца у крохи отсутствует лепет, малыш не может повторять за взрослыми различные звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего;
  • к концу десятого месяца он не машет головой в знак отрицания, либо ручкой в знак прощания;
  • к концу года он не может произнести ни слова, выполнить простейшей просьбы, не способен адекватно реагировать на похвалу и замечания (по материалам журнала «Неболейка»: №1 2008, с. 26-27.