Речевая симптоматика дисграфии и дислексии

В каждом классе много «безграмотных двоечников», «не слышащих» родной речи, а в основе их элементарных ошибок зачастую лежит несформированность фонетико-фонематической (дислексия) и лексико-грамматической (дисграфия) сторон речи, выливающиеся соответственно в частичное специфическое нарушение чтения и письма, а не невнимательность и нежелание учиться.

Речевыми признаками дисграфии будут:

  1. Отражение дефектного произношения на письме.
  2. Замена букв фонематически близкими звуками на письме: б - п, д - т, с - ж, з - ж, ч - ть, ч - щ, ц - т; неправильное обозначение мягкости согласных на письме вследствие нарушения дифференциации твердых и мягких согласных: «писмо», «луди», «лижа».
  3. Неделение предложения на слова:«идетдошь», «настоле», «на ступила»; пропуск, добавление, переставление звуков и слогов на письме.
  4. Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста: «много деревов», «дети бежит», «около ним».
  5. Замена графически сходных рукописных букв, их зеркальное написание, пропуски элементов, лишние или неправильно расположенные элементы.

Для дислексии характерны:

  1. Замена и смешение звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав), а также замены графически сходных букв (х - ж, п - н, з - а и др.).
  2. Побуквенное чтение-нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно.
  3. Искажение звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках добавлениях, перестановках звуков и слогов.
  4. Нарушение понимания прочитанного, которые проявляются на уровне понимания отдельного слова, предложения и текста, когда в процессе чтения не наблюдается расстройства технической стороны.
  5. Аграмматизмы (нарушение падежных и глагольных окончаний, согласования существительного и прилагательного).
  6. Нарушения звукопроизношения.
  7. Бедность лексического запаса, неточность употребления слов.

Так как дислексия возникает из-за неслаженной работы правого и левого полушарий мозга и, вместе с дисграфией, является частым спутником нервных тиков и т. п., то эти заболевания, наряду с заиканием нужно лечить комплексно, наблюдаясь сразу у нескольких специалистов: логопеда, невролога и психолога.