Рефлексы новорожденных, врожденные рефлексы, физиологические рефлексы

Целый год жизни уходит только на то, чтобы младенец научился самостоятельной ходьбе, первым навыкам самообслуживания, первым проблескам речи. Долг любящих родителей - помочь адаптироваться малышу в этом сложном мире. Стимулируя врождённые рефлексы ребёнка, можно ускорить строительство невидимых нейронных мостиков в головном мозге ребёнка. И чем больше таких мостиков вы построите, тем легче будет ему приспособиться к возрастающей нагрузке, тем смышлёнее, ловче и увереннее он будет в своей последующей жизни.

 

Что же такое врождённые рефлексы? Зачем они нужны?

Давайте попробуем разобраться вместе. Вообще, термин РЕФЛЕКС происходит от латинского слова reflexus - «повёрнутый назад, отражённый». Действительно - рефлекс является универсальной запрограммированной формой реагирования организма на различные раздражители (внешние или внутренние). Рефлексы, заложенные с момента рождения, называют врождёнными. Они обеспечивают жизнедеятельность и все психомоторные действия новорожденного. Все новые движения младенцев базируются на врождённых рефлексах. В последующем, когда активизируется работа коры головного мозга, роль многих врождённых рефлексов снижается, и рефлексы угасают (исчезают), уступая место приобретённым рефлексам.

Своевременное исчезновение рефлексов новорожденных также является важным условием формирования новых приобретённых навыков. Позднее угасание рефлексов, их патологическое усиление говорит о недостаточной роли коры головного мозга вследствие её поражения и «растормаживания подкорки». Поэтому состояние безусловных рефлексов служит важным диагностическим критерием для оценки состояния нервной системы ребёнка и её функциональной зрелости. Рефлексы обязательно проверяют врачи-неврологи в роддоме, а затем в поликлинике на протяжении первого года жизни малыша.

Однако беглый осмотр врачом в поликлинике не всегда может дать объективную оценку, т.к. плач, голод, дискомфорт ребёнка могут влиять на рефлексы и«смазывать» картину. Поэтому важно ваше наблюдение за ребёнком в период его бодрствования, после сна, в привычной для малыша комфортной домашней обстановке.

При осмотре своего малыша обращайте внимание на следующие сигналы опасности:

  • гиподинамия общая или ручек и ножек (в норме во время бодрствования малыш совершает спонтанные движения руками и ногами, а при патологии руки могут лежать вдоль туловища);
  • асимметрия движения рук и ног (больший объём движений с одной стороны), различный тонус (напряжение мышц) в конечностях, вынужденное положение головы (при кривошее голова наклонена к одному плечу и развёрнута к другому);
  • обильные срыгивания, выливание пищи через нос;
  • запрокинутое положение головы ребёнка во время сна;
  • вздрагивания, дрожание подбородка и ручек;
  • носовой или монотонный оттенок плача;
  • отсутствие лёгкого вздрагивания и моргания при хлопке над ухом;
  • приступы побледнения и кратковременной задержки дыхания во время плача;
  • белая полоска радужки над роговицей глазных яблок (выпученные глазки);
  • длительное трудное засыпание;
  • общая раздражительность;
  • резко выпрямленные ножки при опоре в вертикальном положении в возрасте после 3-6 месяцев;
  • сильно поджатые пальчики ножек при проверке рефлекса опоры;
  • ножки «балерины», ходьба «на пальчиках»;
  • косоглазие;
  • отсутствие или позднее угасание рефлексов новорожденного.

Общее снижение врождённых рефлексов говорит об угнетении ЦНС, их асимметрия (разная степень выраженности слева и справа) свидетельствует об очаговых поражениях нервной системы. Поэтому знание рефлексов новорожденного и их стимуляция помогают развитию малыша, а также своевременному выявлению отклонений в развитии ребёнка.
Именно по этой причине следует рассмотреть основные врождённые рефлексы более подробно в отдельной статье.